Главная проблема ребёнка с ограниченными возможностями заключается в нарушении его связи с миром, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой.
Зачастую такая категория детей имеют искаженное представление об окружающем мире, сниженный интерес к познанию нового. Они испытывают трудности в посещении мероприятий, выставок, экскурсий, в формировании представления о растительном и животном мире.
Цель проекта:
Создание условий для преодоления социальной изолированности, развития и расширения кругозора в познании окружающего мира детей с тяжелыми множественными нарушениями развития через проведение систематических занятий в доступной, увлекательной и интересной форме деятельности с помощью волонтерской группы из числа воспитанников детского дома-интерната «Родник».
Задачи проекта:
- для маломобильной группы детей:
- развивать у детей психические процессы, коммуникативные навыки и творческие способности;
- формировать элементарные знания об окружающем мире через наблюдения, прогулки и виртуальные экскурсии;
- накапливать социально-познавательный опыт в процессе взаимодействия с детьми-волонтерами;
- для детей-волонтеров:
- формировать положительный опыт сотрудничества, взаимодействия друг с другом и с маломобильной группой детей, по накоплению знаний и представлений об окружающем мире;
- овладеть процессом ведения фото- и видеосъемки, работы над программой для создания презентаций;
- освоить способы предоставления информации с помощью фото- и видеопрезентаций для последующей демонстрации маломобильной группе детей.
Этапы реализации проекта:
Работа разделена на следующие этапы:
I. Подготовительный этап включает (январь 2023 года):
- определение направления работы и темы проекта;
- изучение интернет-ресурсов по теме;
- создание группы детей-волонтеров;
- составление плана социального взаимодействия с организациями;
- составление анкеты для детей с целью проведения диагностики;
- разработка проекта.
II. Деятельный этап (февраль-октябрь 2023 года):
- в первые дни проводится входная диагностика;
- реализуется практическая деятельность с маломобильной группой детей с тяжелыми множественными нарушениями развития по ознакомлению с окружающим миром через экскурсии, прогулки, наблюдения, встречи, игры. Наши волонтеры во время проведения экскурсий, прогулок учатся видеть красоту и разнообразие окружающего мира природы и отображать на цифровые фото- и видеоустройства, относиться с пониманием к маломобильной группе детей;
- занятия проводятся ежемесячно, по субботам.
III. Промежуточный этап (ноябрь 2023 года – февраль 2024 года):
- проводится промежуточная диагностика работы по проекту;
- распространение и трансляция опыта работы в рамках проекта через публикации в СМИ, социальные сети;
- изготовление методического материала;
- проведение занятия «Наши дела за год»;
- выступления;
- видеоконференции;
- награждение детей, участвовавших в проекте.
IV. Продолжение деятельного этапа (март-октябрь 2024 года)
- продолжение реализации практической деятельности с маломобильной группой детей с тяжелыми множественными нарушениями развития по ознакомлению с окружающим миром через экскурсии, прогулки, наблюдения, встречи, игры;
- проведение мероприятий совместно с «Движением Первых».
V. Итоговый этап (ноябрь-декабрь 2024 года)
- проведение итоговой диагностики (анализа результатов);
- подготовка и проведение итогового мероприятия в рамках международного дня инвалидов «Вместе мы согреем мир в лучах добра»;
- награждение участников проекта на новогоднем празднике.
В ходе реализации проекта
- 1. у маломобильной группы детей:
- наметилась положительная динамика в развитии памяти, мышления, восприятия, внимания, коммуникации;
- расширились представления об окружающем мире через наблюдения, прогулки и виртуальные экскурсии;
-улучшилась познавательная активность в процессе взаимодействия с детьми-волонтерами;
- 2. у детей-волонтеров:
- сформировался положительный опыт сотрудничества, взаимодействия друг с другом и с маломобильной группой детей по накоплению знаний и представлений об окружающем мире;
- освоили процесс ведения фото- и видеосъемки;
- сформировались навыки работы с программой для создания презентаций и последующей демонстрации маломобильной группе детей.
Более подробную информацию о проекте можно посмотреть по ссылке https://nsportal.ru/tarasova-natalya-vladislavovna