Психологическая служба состоит из 2 специалистов, которые работают с воспитанниками отделений (приемное и отделение медико-социальной реабилитации детей-инвалидов, отделение психолого-педагогической помощи, отделение социально-трудовой реабилитации, отделение милосердия), а также с сотрудниками ДДИ.

     Психологической помощью охвачены все воспитанники детского дома. На основании заключений ОГБОУ ПМПК «Развитие» составляется список воспитанников, которым рекомендованы занятия с педагогом-психологом. Для оказания психологической помощи функционирует сенсорная комната.

   Цель работы психологической службы: обеспечение полноценного психического и личностного развития детей, подростков с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с индивидуальными возможностями и особенностями, создание оптимальных условий для максимально возможной социально-психологической адаптации.

  Задачи:

- оценка состояния воспитанников с целью определения психологической структуры дефекта и вторичных нарушений, определение сохранных зон развития и адекватных для него вида и формы дальнейшей реабилитации;

-развитие коммуникационных навыков и возможностей;

- стабилизация состояния воспитанников, позитивные изменения в когнитивной, эмоциональной и поведенческой сферах, формирование сенсорных эталонов;

-формирование социального поведения и оказание помощи  в овладении социальными ролями;

- помощь педагогам в повышении квалификации и формировании мотивационной основы работы с детьми;

- выявление основных особенностей эмоционального выгорания, создание условий для сохранения и укрепления психического здоровья педагогов и других сотрудников , формирования навыков регуляции психоэмоциональных состояний.

Работа проводится в специально оборудованном кабинете: сенсорная комната.

Психологическая работа осуществляется по следующим направлениям:

  • Психодиагностика;
  • Психопрофилактика;
  • Индивидуальная и групповая  психокоррекция;
  • Консультативная работа с родителями;
  • Взаимодействие с семьей.

     Диагностическое направление включает выявление уровня психологического развития детей, эмоционально-волевой и познавательной сфер. Результаты диагностики заносятся в личные карты развития воспитанников и являются ключевыми при определении путей коррекционно-развивающей работы, которую проводят педагоги-психологи.

     Самым важным диагностическим методом в работе педагога-психолога в нашем учреждении является метод наблюдения, так как до настоящего времени не разработаны методики, позволяющие с наибольшей точностью оценить уровень развития ребенка, имеющего множественные нарушения в развитии.

Психологическая работа с сотрудниками осуществляется по следующим направлениям:

  • Психопросвещение сотрудников;
  • Диагностика сотрудников;
  • Психопрофилактика;
  • Консультативная работа с сотрудниками;
  • Тренинги, семинары-практикумы с сотрудниками на актуальные темы.

Для профилактики профессионального выгорания у сотрудников проводятся тренинги и семинары.

Также проводятся тренинги и семинары на такие актуальные темы как:

-создание благоприятного климата в коллективе;

-сплочение коллектива;

-преодоление конфликтных ситуаций.

 Формы работы педагога-психолога:

- наблюдение в процессе учебы, отдыха;

- индивидуальные и групповые коррекционные занятия;

- диагностическое обследование познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, коммуникативных навыков;

- психогимнастика;

- занятия релаксации;

- музыкотерапия;

- занятия в сенсорной комнате;

- консультации воспитателей и родителей по коррекции личности ребенка (беседы, тренинги, совместные занятия, мастер-классы);

- обучение воспитателей приемам и навыкам, которые способствуют выработке у ребенка положительных сторон характера, развитию когнитивных процессов;

- работа с группой детей с явным выраженным агрессивным поведением.

 В процессе работы используются следующие методики обследования:

-Изучение анамнестических сведений, работа с личными делами воспитанников;

-тест слуховой памяти «заучивание 10 слов» по А.Р. Луриа;

-ранняя диагностика познавательного развития по Е.А. Стребелевой;

-методика непрямой экспресс-диагностики(УПР) Мясоед П.А.;

-тест ДЖ. Бака «Дом-дерево-человек» с детьми, обладающими экспрессивной речью;

-диагностика интеллекта по Л.А. Венгеру и А.Л. Венгеру;

-тесты Соколовой Ю.;

-интеллектуальная шкала Векслера;

-цветовой тест Люшера;

-методика «Езда по дорожке»;

-методика исследования тревожности  Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен.;

-проективные рисуночные тесты: несуществующее животное, мой дом, семья глазами ребенка;

-корректурная проба (тест Бурдона);

-тест «уровень агрессивности ребенка» Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М.;

-анкетирование персонала групп;

- Опросник на выгорание (MBI) (Авторы методики: американские психологи К. Маслач и С. Джексон.Адаптирован Н.Е. Водопьяновой);

- Методика «Диагностика эмоционального выгорания личности» (В.В. Бойко).