Психологическая служба состоит из 2 специалистов, которые работают с воспитанниками отделений (приемное и отделение медико-социальной реабилитации детей-инвалидов, отделение психолого-педагогической помощи, отделение социально-трудовой реабилитации, отделение милосердия), а также с сотрудниками ДДИ.
Психологической помощью охвачены 43 воспитанника детского дома, на основании ИППСУ и заключений ОГБОУ ПМПК «Развитие». Для оказания психологической помощи функционирует сенсорная комната.
Цель работы психологической службы: обеспечение полноценного психического и личностного развития детей, подростков с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с индивидуальными возможностями и особенностями, создание оптимальных условий для максимально возможной социально-психологической адаптации.
Задачи:
- социально-психологическая реабилитация и подготовка к самостоятельной жизни;
- развитие коммуникационных навыков и возможностей;
- стабилизация состояния воспитанников, позитивные изменения в когнитивной, эмоциональной и поведенческой сферах, формирование сенсорных эталонов;
- формирование социального поведения и оказание помощи в овладении социальными ролями;
- помощь педагогам в повышении квалификации и формировании мотивационной основы работы с детьми;
- выявление основных особенностей эмоционального выгорания, создание условий для сохранения и укрепления психического здоровья педагогов и других сотрудников , формирования навыков регуляции психоэмоциональных состояний.
Работа проводится в специально оборудованном кабинете: сенсорная комната.
Социально-психологическая реабилитация включает в себя:
- Оказание консультативной психологической помощи анонимно;
- Проведение занятий в группах взаимоподдержки, клубах;
- Проведение психодиагностики, работа по психологической коррекции;
- Социально-психологический патронаж;
- Социально-психологическое консультирование.
Диагностическое направление включает выявление уровня психологического развития детей, эмоционально-волевой и познавательной сфер. Результаты диагностики заносятся в личные карты развития воспитанников и являются ключевыми при определении путей коррекционно-развивающей работы, которую проводят педагоги-психологи.
Самым важным диагностическим методом в работе педагога-психолога в нашем учреждении является метод наблюдения, так как до настоящего времени не разработаны методики, позволяющие с наибольшей точностью оценить уровень развития ребенка, имеющего множественные нарушения в развитии.
Психологическая работа с сотрудниками осуществляется по следующим направлениям:
- Психопросвещение сотрудников;
- Диагностика сотрудников;
- Тренинги по профилактике профвыгорания.
Также проводятся тренинги и семинары на такие актуальные темы как:
-создание благоприятного климата в коллективе;
-сплочение коллектива;
-преодоление конфликтных ситуаций.
Формы работы педагога-психолога:
- наблюдение в процессе учебы, отдыха;
- индивидуальные и групповые коррекционные занятия;
- диагностическое обследование познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, коммуникативных навыков;
- психогимнастика;
- занятия релаксации;
- музыкотерапия;
- занятия в сенсорной комнате;
- консультации воспитателей и родителей по коррекции личности ребенка (беседы, тренинги, совместные занятия, мастер-классы);
- обучение воспитателей приемам и навыкам, которые способствуют выработке у ребенка положительных сторон характера, развитию когнитивных процессов;
- работа с группой детей с явным выраженным агрессивным поведением.
В процессе работы используются следующие методики обследования:
-Изучение анамнестических сведений, работа с личными делами воспитанников;
-тест слуховой памяти «заучивание 10 слов» по А.Р. Луриа;
-ранняя диагностика познавательного развития по Е.А. Стребелевой;
-методика непрямой экспресс-диагностики(УПР) Мясоед П.А.;
-тест ДЖ. Бака «Дом-дерево-человек» с детьми, обладающими экспрессивной речью;
-диагностика интеллекта по Л.А. Венгеру и А.Л. Венгеру;
-тесты Соколовой Ю.;
-интеллектуальная шкала Векслера;
-цветовой тест Люшера;
-методика «Езда по дорожке»;
-методика исследования тревожности Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен.;
-проективные рисуночные тесты: несуществующее животное, мой дом, семья глазами ребенка;
-корректурная проба (тест Бурдона);
-тест «уровень агрессивности ребенка» Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М.;
-анкетирование персонала групп;
- Опросник на выгорание (MBI) (Авторы методики: американские психологи К. Маслач и С. Джексон.Адаптирован Н.Е. Водопьяновой);
- Методика «Диагностика эмоционального выгорания личности» (В.В. Бойко).